Закрыть

Метавселенные - будущее игровой индустрии?

В закладки
Аудио
Берёт интервью Алёна Инжеева

Редактор эксклюзивных материалов на сайте blockchain24.pro

Даёт интервью Игорь Матюхин

CBDO в Globula Play2Earn MMORPG Geolocation Game

Метавселенные - будущее игровой индустрии?

Внедрение блокчейн-технологий в игровую индустрию привело к неминуемой трансформации отрасли. Это в первую очередь обернулось хорошими перспективами для геймеров, ведь у них появилась возможность не только получать удовольствие от игр, но и зарабатывать на них. Также отдельно внимания заслуживают метавселенные. Сейчас десятки разработчиков ведущих игровых компаний заняты внедрением виртуальных миров в игровое пространство. 

Игорь Матюхин, CBDO в Globula Play2Earn MMORPG Geolocation Game, в ходе интервью подробно рассказал о том, как внедрение блокчейна изменило игровую индустрию, какую роль в этой отрасли играют метавселенные и стоит ли опасаться того, что популяризация виртуальных миров приведет к снижению социального взаимодействия. 

 - Правда ли, что внедрение блокчейна навсегда изменит игровую индустрию? Какие перспективы это открывает для отрасли и как конкретно она изменится?

 - Думаю, да, медленно, но неотвратимо. До появления блокчейн-технологии в подавляющем большинстве онлайновых игр финансовые потоки были направлены лишь в одну сторону - от игроков к владельцам игровых миров. Конечно, всегда существовал огромный черный рынок игровых предметов и игровых валют,  некоторые игроки даже смогли построить на этом достаточно хорошо работающий бизнес (именно отсюда родился термин gold farming), но это был именно подпольный бизнес, сопряженный с риском потерь от бана, так как большинство владельцев больших онлайновых проектов  самым жестким образом боролись с этим явлением, уменьшающим  их доход. Были лишь единичные проекты, в которых владельцы игр давали игрокам возможность более-менее легитимно что-то заработать, но они всегда стояли особняком, не были мэйнстримом. Но они создали прецедент, показавший, что в играх, где у пользователей есть возможность конвертировать свои усилия в деньги легитимно, формируется более лояльная пользовательская аудитория и растет средний чек. Однако создание инфраструктуры для обеспечения движения средств в обе стороны (от пользователей - в игру, и из игры - к пользователям) - нетривиальная и сопряженная с рядом рисков финансового и юридического плана задача, а очевидных дивидендов это не приносит, поскольку придется добровольно уменьшить собственный поток доходов, поделившись частью заработанного с игроками. В общем, мало кто видел тогда в этом перспективу. 

Блокчейн, криптовалюты, DEX, IDO/IGO и NFT радикально изменили ситуацию, дав заинтересованным разработчикам эффективный инструмент для привлечения огромных средств для запуска именно P2E игр. Крупные разработчики с большими бюджетами еще какое-то время будут смотреть на этот движ свысока, поскольку он пока не сильно задевает их бизнес, но когда начнется массовый переток инвесторов и пользователей в P2E, игнорировать новый тренд станет равносильно самоубийству. Более эффективные бизнес-модели всегда вытесняют менее эффективные, так было и при появлении free2play модели, убившей онлайн-игры с ежемесячной подпиской.

 - Когда мы говорим о перспективах развития игровой индустрии с внедрением блокчейн-технологий, в первую очередь речь идет о дополнительных доходах для компаний или о чем-то более глобальном? Может поменяется сама концепция игр или привычный нам формат? 

 - Индустрия онлайн-игр - очень высокодоходный бизнес для разработчиков, но онлайн-игры ничего не дают игрокам, кроме эмоций, потраченных денег и времени. И внедрение блокчейн-технологий не даст дополнительных доходов игровым компаниям, наоборот, вынудит делиться частью прибыли с игроками. Парадокс, но это так. Блокчейн, криптовалюты и NFT здесь играют роль “троянского коня” - взламывающей технологии, которая делает старую бизнес-модель экономически нежизнеспособной. То есть это такая штука, которая сначала шепотом, а потом все громче и громче говорит производителям: “Делайте теперь свой бизнес по-новому, или умрите!”

Игровые предметы и валюты имеют реальную стоимость, поскольку имеют ценность для игроков. Это понимают все. Но при этом в обычных онлайн-играх игрок - лишь пользователь софта, и все его полученные ценой потраченного времени и реальных денег игровые предметы на самом деле ему не принадлежат, любые сделки с ними - неправомерны. Такая ситуация несправедлива и должна быть изменена.

 - Давайте заглянем немного вперед. Игры будущего - какими вы их видите?

 - Это совсем не “игрушечный” вопрос. Очень серьезный. Мне уже немало лет, и сейчас я практически с ужасом осознаю, сколько времени было убито на игры. Я до сих пор не могу полностью избавиться от этого пристрастия. И я вижу, что эта зависимость еще сильнее проявляется у более молодых людей, у детей, смещая приоритеты от по-настоящему важного в сторону по большей части бессмысленного времяпрепровождения. Массовые онлайн-игры в том виде, в котором они работают сейчас - глобальный тайм-киллер, уничтожающий человеческий потенциал, высасывающий самый бесценный человеческий ресурс - время. Это абсолютно нездоровая история. 

Мне кажется, что должна родиться “золотая середина” между фаном и пользой, когда игровой процесс помогает приобретать новые знания и навыки. Игра - обучающий симулятор во множестве сфер человеческой деятельности, в которой ты должен действовать точно так, как это нужно делать в реальности, чтобы получить результат. Кроме того, в играх будущего игроками должна создаваться новая ценность, востребованная в реальном мире, только тогда во всем этом появится смысл. 

 - А если говорить конкретно о метавселенных, то как трехмерные виртуальные миры могут повлиять на игровую индустрию? 

 - Если имеются в виду VR-технологии, то побуду скептиком. Не уверен, что VR - самая главная компонента метавселенных. Кроме того, мой опыт использования VR-оборудования показывает, что у технологии пока есть ряд ограничений. Во-первых, в играх, связанных с полетами может начать “протестовать” вестибулярный аппарат, реально неприятные ощущения. Во-вторых, в ограниченном пространстве вся красота VR упирается в конкретные физические стены :). В общем, да, всё здорово, реалистично, но быстро устаешь от диссонанса между красивой трехмерной картинкой и физическими ограничениями.

 - Блокчейн-игры, основанные на концепциях метавселенных, представляют собой некий виртуальным мир, где игрок может сам выбирать, как построить свою жизнь. Если говорить о жанрах, то это, скорее, симулятор. Но есть же много других направлений в играх. Возможно ли внедрение метавселенных в шутеры, RPG, пошаговые стратегии, или возможности такой интеграции довольно узкие?

 - Тут у нас проблема с определениями. Симулятор - это игра, по механике максимально приближенная к реальности. Симулятор управления автомобилем или самолетом, например. Обычно в играх для лучшей “играбельности” многие вещи упрощаются, аркадизируются. Так что нет, не симулятор. Трехмерная MMORPG. А вот дальше всё верно - в одной такой метавселенной может быть множество локаций со своими правилами, целями, ЛОР-ом, сеттингом. Множество разных игр внутри одной виртуальной вселенной. У Сергея Лукьяненко в “Лабиринте отражений” внутри метавселенной Диптауна находятся отдельные игровые пространства - кровавый шутер “Лабиринт смерти” и фэнтези-мир, где любители классических D&D играют за гномов и эльфов. Множество связанных миров-серверов также давно реализовано в Second Life.

 - В последнее время все популярнее становятся игры с использованием технологий дополненной реальности и это уже не кажется чем-то фантастическим. Скорее всего, между этим, метавселенными и трансформацией игровой индустрии есть какая-то связь. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Полноценный 3d-визуал не дает полноценной свободы действий, скорее создает диссонанс. Что касается технологий дополненной реальности, то тут всё интереснее. AR не отрывает картинку от физического окружения, а создает в нем дополнительные объекты и возможности операций с ними.  К тому же, AR-технологии прекрасно работают через обычный смартфон, который у человека почти всегда с собой. Поэтому мне кажется, что у метавселенных с использованием AR очень большой потенциал. Мы у себя в проекте именно на это делаем ставку. AR гармонично связывает мир метавселенной с реальным миром.

 - В продолжение этой темы напрашивается вопрос. Не будет ли активное развитие всего этого вредить обществу? Сейчас и так наблюдается глобальная цифровизация и у молодежи на лицо зависимость от гаджетов, социальных сетей, онлайн-игр, а здесь еще и виртуальные миры. Что вы думаете по этому поводу? Не приведет ли это к снижению социального взаимодействия между людьми? 

 - Ну, я выше уже начал рассуждать на эту тему. Я сам побаиваюсь того, во что это может превратиться. Технология амбивалентна, ее можно использовать и во благо, и во вред. Мы уже увидели на примере соцсетей, что их можно эффективно использовать для различных целей, включая контроль настроения масс и получение информации на основе big data, дающей несправедливое преимущество тем, кто имеет к ней доступ. Кроме этого, мы еще раз убедились на том же примере, что монопольный контроль над инфраструктурой ведет к бесцеремонному массовому нарушению прав пользователей.  

Лично меня более всего беспокоит централизованный вариант реализации концепции метавселенной, чем общий тренд в сторону виртуализации человеческого взаимодействия. И второе, что меня беспокоит - это явный крен в сторону, прямо скажем, не слишком интеллектуальных игр. Надеюсь, это всего лишь пена, и она быстро осядет. В метавселенных можно реализовать гораздо больше, чем нам сейчас демонстрируют те, кто эксплуатирует этот хайп.

 - А что, по вашему мнению, послужило толчком для развития этой отрасли? В какой момент разработчики поняли, что было бы неплохо объеденить блокчейн, метавселенные и игры и что это может привести к началу новой эры в game-индустрии?

 - Катализатором, конечно, стал шаг Цукерберга по смене вектора развития его империи и переименованию Facebook в Meta. Но реальная причина, конечно, не в этом. Среди разработчиков игр, конечно, встречаются энтузиасты, но все же их меньшинство. А большинство прагматично  идет туда, где есть деньги. И переключиться с разработки игр на разработку “метавселенных” с блокчейном и шлю… эммм… и с NFT, их в массе сподвигло только одно, здесь меньшими усилиями можно получить гораздо больше и гораздо быстрее, чем в традиционном геймдеве (а мы помним, это мегаприбыльный бизнес). Весь секрет в механизмах разгона стоимости токенов через IDO и листинг. 

Волшебные блокчейн-технологии позволяют эффективно продавать массе розничных инвесторов втридорога образ будущего, не имея ничего, кроме концепции и пары смарт-контрактов, в лучшем случае - начальный прототип прототипа. Повторилась ситуация 2017 года с ICO, и думаю, этот перегрев неминуемо сменится на переохлаждение. Легкие доступные деньги стимулируют второсортные продукты, при этом каждый второй из них называет себя метавселенной. Это лютый трэш, мусор, который с неизбежностью окажется на помойке индустрии. Сильных содержательных проектов на рынке пока огромный дефицит.

 - Плюсы для компаний и разработчиков игр от внедрения блокчейна в сферу неоспоримы, а что насчет геймеров? Какие возможности и перспективы открываются перед ними? 

 - Все как раз наоборот, и я говорил об этом выше. Плюсы для традиционного геймдева вообще неочевидны, это куча дополнительных затрат, рисков и снижение дохода, поскольку часть его уходит пользователям. А для игроков, наоборот, наступает золотое время, когда они наконец-то смогут превращать в кэш свое время и усилия, потраченные в игре. Получают на программном уровне защиту своих виртуальных активов, ни технические сбои, ни произвол разработчиков им больше не страшны. Правда, здесь проявляется и обратная сторона блокчейн-технологий - если пользователя тем или иным способом взломают, это приведет к полной потере игровых активов, и жаловаться некому. Моя собственность - моя ответственность.  

Я уверен, что в продвинутых метавселенных пользователи также смогут создавать свои игровые миры, конкурируя за внимание друг друга. Конкуренция - это всегда хорошо, монополия - всегда плохо. В конкурентной среде будет рождаться множество интересных нестандартных идей. Вспомните успех майнкрафта, а ведь это инди-проект, созданный одним человеком. 

 - В завершение, какие интересные проекты блокчейн-игр, поддерживающих концепцию метавселенных, вы можете выделить?  Что действительно достойно внимания и почему? 

 - Вот тут заминочка будет. Не могу выделить таких пока ни одной. Честно. Даже среди интересных сильных игровых проектов с хорошим потенциалом нет таких, которые бы соответствовали достаточно близко каноническим критериям. Взять хотя бы тот факт, что настоящая метавселенная должна жить автономно и бесперебойно, как код биткойна, поддерживаемая множеством независимых нод-серверов и распределенным комьюнити разработчиков. Вполне вероятно, что и форки метавселенных не будут редкостью. Нет пока такого, люди деньги зарабатывают, размахивая флагом метавселенной. 

Предыдущая статья Понравилась статья? 0 Следующая статья
Комментарии: 0
Оставить комментарий
Сервис подписки в данный момент находится на завершающей стадии разработки. Регулярная отправка новостных материалов на Ваш email начнется в ближайшее время. Повторная подписка не потребуется.
Добавить еще