Закрыть

О проблемах и перспективах сферы GameFi, а также возможностях заработка на блокчейн-играх

В закладки
Аудио
Берёт интервью Алёна Инжеева

Редактор портала Blockchain24.pro, начинающий трейдер

Даёт интервью Олег Петряшёв

CEO «Технократ», инвестор

О проблемах и перспективах сферы GameFi, а также возможностях заработка на блокчейн-играх

GameFi заслуженно называют одним из криптотрендов 2022 года. Игры на блокчейне вдохнули новую жизнь в игровую индустрию и позволили превратить хобби в стабильный доход. Концепция play-to-earn нашла миллионы поклонников во всем мире.  Также многие блокчейн-разработчики обратили свой взор на GameFi, ведь эта сфера сейчас в тренде, а потому основатели стартапов легко находят инвесторов. Есть мнение, что GameFi - это будущее игровой индустрии. Олег Петряшёв, основатель компании “Технократ”, в ходе интервью подробно рассказал о феномене популярности данной сферы. Также были затронуты актуальные проблемы и возможные перспективы, которые открывает перед пользователями развитие GameFi.

 - Начать хотелось бы с того, что вообще собой представляет феномен GameFi? Какие точки соприкосновения могут быть между игровой индустрией и криптовалютами?

 - Игровая индустрия как отдельный серьезный сектор экономики существует достаточно давно. Самостоятельные внутриигровые экономики почти полностью сформировались в нулевые, и это очень важная веха в истории развитии видеоигр. Уже в то время, например в Lineage или World of Warcraft, да и намного раньше в браузерных играх, существовали свои внутренние рынки. Можно было перепродавать предметы, прокачивать персонажей и продавать их, создавать свои гильдии и брать комиссию со всех игроков за управление этой гильдией, создавать уникальный “шмот”, то есть экипировку, и так далее. Все это продолжало бы процветать и без криптовалют. Но, на мой взгляд, криптовалюты для игровой индустрии оказывают совершенно решительное, ключевое воздействие. 

Дело в том, что цепочка продажи и покупки игровых предметов или персонажей за реальные деньги достаточно сложная. Надо с кем-то договориться, выйти на маркетплейс, потом через этот маркетплейс продавать, переводить куда-то деньги, выводить себе на карту и так далее. Для широкой аудитории выйти на этот рынок довольно непросто, если вы, конечно, не Digital Native-подросток, который вырос в этой среде и прекрасно в ней ориентируется. А представьте себе, что из убитого вами монстра выпадает денежка, и, как только вы ее подбираете, она мгновенно начисляется прямо на банковскую карту. Эта функция как раз идеально реализуется через механизм децентрализованных финансов. Платформа и инфраструктура для того, чтобы некий токен какой-то системы — в данном случае внутриигровой токен игры — превращался в другие валюты и монеты без каких-либо границ, уже готовы.

 - Возможность зарабатывать на играх — это уже не ново. Киберспорт процветает ни один год, и хорошие игроки могут существенно обогатиться за счет своего хобби. Кроме того, никто не отменял заработок на стримах и прочие способы получения дополнительного дохода. Чего же такого уникального в этой концепции “играй и зарабатывай”?

 - Дело в том, что в геймерском мире процветают спортсмены — это редкие, исключительные игроки, которые составляют менее 0,1% от всех, кто в него вовлечен. Это главный принцип дохода в спорте: миллионы людей им занимается, и только 10 из них становятся профессионалами, которые что-то зарабатывают. Уникальность GameFi-игр состоит как раз в том, что они будут доступны гораздо более массовой аудитории. Подразумевается, что любой человек сможет играть и получать тот или иной доход, не становясь профессионалом.

Кроме того, основной заработок в киберспорте получают из рекламы: существуют спонсоры, которые формируют турниры, где лучшие игроки получают деньги и, в свою очередь, привлекают к турниру и игре аудиторию. Еще один вариант для профессиональных геймеров — это стриминг и монетизация за счет донатов и поступлений от рекламной системы. Концепция play-to-earn подразумевает совершенно иные внутриигровые механики, создание своей внутриигровой экономики — и это совершенно другая возможность заработка для пользователей.

 - GameFi называют одним из крипторендов 2022 года. В чем секрет бешеной популярности игр на блокчейне?

Игры — это один из лучших способов получить признание для индустрии и быстро привлечь новых пользователей. Пока что не придумали ничего лучше GameFi, чтобы познакомить рядовых людей с технологией криптовалют. Именно поэтому в развитии индустрии GameFi крайне заинтересованы в том числе крупные игроки криптовалютного рынка. Например, на прошлой неделе Binance, крупнейшая криптовалютная биржа, вложила еще 500 миллионов долларов в фонд, посвященный Web3, в том числе развитию индустрии GameFi.

 - Говорят, что хайп на play-to-earn игры связан с пандемией коронавируса. Что вы думаете на этот счет?

 - С моей точки зрения, ковид и GameFi связаны только косвенно. Пандемия ускорила цифровизацию, появилась возможность удаленной работы, усилились сервисы доставки и онлайн-презентаций — теперь есть все, чтобы пользователь мог с удобствами проводить в онлайне значительное количество времени, находясь при этом в любой точке мира. Параллельно с этим рос интерес ко всем видам digital-развлечений: об этом свидетельствуют не только финансовые отчеты онлайн-кинотеатров, но и сумасшедший спрос на видеокарты, спровоцированный не только майнерами. Люди закупились компьютерами, стали чаще работать и отдыхать дома, и, как следствие, больше играть в различного рода игры. Это общий тренд, который в том числе отразился на индустрии GameFi, но проводить четкую причинно-следственную связь между пандемией и GameFi я бы не стал.

 - Есть мнение, что сфера GameFi может решить глобальную проблему бедности и безработицы в странах Южной и Юго-Восточной Азии, ведь play-to-earn игры в основном ориентированы на молодежь, которой как раз сложно найти рабочие места. Теперь они могут обеспечиться себя, просто играя. Действительно ли на этом можно так много заработать или разговоры о реальных заработках немного преувеличены?

 - На мой взгляд, GameFi в ближайшие несколько лет может значительно повлиять на социальное устройство общества. По данным Росстата, в 2021 году за границей бедности оказались 11% россиян, совсем недавно Всемирный Банк предупредил о росте уровня бедности во всем мире. Представьте, если у такого количества людей появится экономически устойчивый продукт, который позволит им зарабатывать в своем регионе, тратя гораздо меньше сил, чем работая в поле. Такой продукт станет мощным драйвером развития этого рынка.

В пользу такого подхода можно привести пример невероятной популярности игры Axie Infinity на Филиппинах. Именно на эту страну приходится более 35% траффика и самая большая доля активных пользователей в день, а некоторые из них за счет игры стали получать доход, равноценный зарплате на привычной работе. И это реальные случаи, в которые легко поверить: в прошлом году Axie Infinity позволяла увеличить рост капитала за вложенную монету в 100-150 раз.

Случаи феноменального заработка на play-to-earn играх сейчас действительно не редкость. Тем не менее, необходимо помнить, что это инвестиционные игры, которые требуют от пользователя первичных вложений. И чем больше хочется заработать, тем активнее приходится инвестировать. При этом все игры такого рода находятся в зоне экстремально рискованных инвестиций, а сами игры сейчас обладают характеристиками пирамиды Понци и сильно зависят от притока новых пользователей. Например, если бы вы в марте вложили 100 долларов в популярную сейчас игру StepN, то сейчас от них осталось бы около 8 долларов. То есть ваши инвестиции сократились бы в 12 раз.

Для того, чтобы play-to-earn игры стали стабильным источником дохода, необходимо нормализовать ситуацию в их токеномике и построить понятную, устойчивую бизнес-модель. Можно привести в пример тех же киберспортсменов, которые получают деньги за генерацию внимания к себе и привлекают рекламодателей. Рекламная бизнес-модель привычна, а как сформировать экономику на play-to-earn играх, пока не очень понятно. Сейчас есть около десятка крупных игр, которые близко подходят к этой стадии, но для формирования стабильного рынка вокруг них еще далеко.

 - Несмотря на популярность игр на блокчейне, многие упоминают о довольно высоком пороге входа. Первоначальные взносы довольно велики, если говорить о подростках и людях, которые решили играть в игры чтобы зарабатывать, а не тратиться. Действительно ли такая проблема существует?