Закрыть

What is an IDO and How to Make Money on it and Not Lose Money?

В закладки
Берёт интервью Алёна Инжеева

Редактор эксклюзивных материалов на сайте blockchain24.pro

Даёт интервью Станислав Столберг

Co-Founder & CTO ScaleSwap.io

The founders of cryptocurrency startups always look for new opportunities to raise funds and promote their project in the crypto community. The once hype ICO crowdfunding model is no longer trusted by investors. It has been replaced by new abbreviations such as STO, IEO and IDO. The latter deserves special attention. Stanislav Stolberg, Co-Founder & CTO of ScaleSwap.io, in an interview, told in detail what IDO is, how this type of crowdfunding is fundamentally different from ICO, and how to make money on it and not lose money.

- A huge amount of funds was attracted to this area, and almost every second person created startups. Unfortunately, not every project has fulfilled its promises to investors. What can you say about this period and what led to the decline of the ICO?

- Well, I’ll start with the fact that then I myself launched my own crypto startup PhotoChain. It was one of the first projects based on NFT technology years before the acronym became known to everyone in the hype of large deals and projects. We used it to certify digital assets (authors and professional photos) on the blockchain. That is a great example of how important it is for an innovative startup to choose the right time to enter the market. I worked on PhotoChain in 2016–2018, and then the market was not yet ready for the active implementation and use of new types of blockchain technologies for real market cases. It was the time of the first visionary experiments on the use of blockchain, and people were just inspecting closely, trying on this technology and industry, and the market was much smaller than today. And only in 2020, after the first high-profile projects, NFTs became popular.

According to my observations, that time was wrong to launch many of the projects. The second reason is that 2017 was the first hype of decentralization, tokenization and understanding that certain technologies are of real value. For example, this is the ability to do wallet-to-wallet token transfer quickly, easily, quickly and without the problems that you face in the banking sector. And as you know, any technology passes the Hype Cycle. In the beginning there is a hype, then it decreases, then there is understanding and adaptation. Lets take the Internet of the 90s and 2000s. Like the blockchain, it moved in cycles. In the beginning there was, if you remember, the Dot-com bubble, when everyone just created pages and called them startups. And the market was so overheated that everything collapsed and burst and billions were lost, but Amazon, Google, and other giants that we know came out of this Dot-com bubble. The blockchain experienced the same thing in 2017. 

As in any new market which is essentially unregulated, a lot of players have appeared. Some people like me were in the wrong place at the wrong time, others wanted easy money, and some people deliberately scammed and deceived. What Im trying to say is that the period of the blockchain cannot be called something unique, and it has already happened in history. ICOs have not died, they have been discredited because of the large number of scams and the attention of regulators.

- ICO was replaced by another fashionable abbreviation. How are IDOs fundamentally different from ICOs, STOs and IEOs? Has the essence remained the same, with just the name changed?

- An ICO, IDO and IEO are essentially the same thing. There is only an idea is to sell startup tokens. Mostly, only the names have changed. Remember how an ICO (initial coin offering) was carried out. A project sold tokens on its webpages. The investor sent them some coins, for example, Ether, and the project sent back its own coins.

Anyone could invest without restrictions. An IDO (Initial DEX Offering) is a way to sell tokens on a DeFi website. Basically, this placement is done through pool technology, like on Scaleswap, where the pool logic decides that the people involved will definitely receive their coins. They invest some tokens and receive others. The intermediary website acts as the guarantor. Previously, there were no pools and the project itself could decide if to send the tokens, and the project could make a mistake and send the wrong number of tokens, etc. And now the process is more technologically advanced and transparent. This is probably the main difference. The idea is the same, but the technical means and capabilities are different. IDOs are safer, plus a variety of tools have appeared: vestings, cliffs. They were not applied to ICOs. Now the process is closer to professional investing.

- What problems of previous crowdfunding models in the cryptocurrency market does IDO solve? Are there any advantages or at least guarantees for investors?

- Yes, the IDO can be called a new crowdfunding model. Why? The projects sell their tokens, which, in fact, are still illiquid, i.e. do not have a pair for some liquid tokens, for example, USDT. The goal is to get a budget, grow faster, prepare for going public and thus further develop in your tokenized business.

As for the advantages of IDOs, I will try to explain using ScaleSwap as an example. We (like other launchpads) can use different tools to regulate the conditions for transferring tokens to investors. For example, cliffs and vestings are now popular in the market. Simply put, investors do not receive all the tokens at once, but according to a certain algorithm, i.e. they cannot immediately sell all the purchased tokens and thus make the project fail. The main goal of most IDO participants is to multiply their funds by several times, earn the maximum and exit. This speculative mindset of most investors is the main problem with the DeFi sector and the startup market as a whole. Of course, the behavior of investors has changed since 2017, and all market participants have become more professional, but still most of them are focused on a short-term return on investment and dream of becoming millionaires tomorrow. They do not have an understanding that a startup, like a child, should be given the opportunity to develop and grow. For this reason, projects attract the main funding in private rounds from large investment funds and large private investors, which is approximately 90–95% of the sold tokens. And only 5–10% is accounted for by IDOs. This is where smaller investors come in. The distribution takes place similar to pools using new tools. Why is that? The goal is to limit the sale of tokens, since everyone knows that retail does not have “diamond hands” (they don’t hold tokens for a long time). They are quickly ready to sell everything in order to make at least 10% of the profit. For this reason, projects do not want to give retail investors all the tokens at once, as was the case during ICOs. Still it must be remembered that many retail investors who came during the ICO days have become large funds and large investors today.

The main advantage of IDOs is that large launchpads focus on the selection and analysis of projects, carefully watching tokenomics. For example, if we take ScaleSwap, 3–5% of incoming projects reach the community, and 95–97% are screened out by analysts at some stage of verification. We ourselves have launched only 10 projects so far, 2 of which have become so-called unicorns (market cap > 1 bln), covered the costs of investors in other projects and gave a high “X”. We hope the success rate will continue to grow. Participants in the IDO market are developing daily, and projects are growing. Thanks to our experience, we have become even more attentive to startups than before.

- And what about the shortcomings and weaknesses of this crowdfunding model?

- The weak side is that no matter how well the launchpad selects projects, we cannot eliminate all the risks that something will go wrong after the IDO. In the cryptocurrency sector, as in the traditional startup business, only a few percent of projects survive. As far as I remember, the statistics are 5% of success, and 95% are eliminated. In the blockchain world, this figure is even less, 1–2%, but 98–99% do not come to success. Now Im talking about all the projects that enter the market.

- Is it possible to say that investing in projects is a high-risk investment? What are the main risks for investors and what should they be afraid of?

- Yes, IDOs are high-risk investments because, in fact, they are not supported by anything. There is no law that would protect such investors, because legally they are not investors. They are buyers of utility tokens (vs security tokens).

It is also worth considering that we are in the early stage investment market. In such a market, it is difficult to give any guarantees. Why? Because there is a risk of losing everything. For this, there are high-quality players in the market, such as analysts, media, experienced investors, launchpads themselves that try to reduce these risks.

We built an analytical team in ScaleSwap, a team of business developers, who, using their experience and developed criteria, try to make a qualitative assessment. They try to analyze incoming projects for potential future success. We do this with all responsibility, as much as we can, and only selected projects are presented to our community. But I should stress again that in such a market, neither we nor the investor are completely safeguarded against the possibility that the project will not survive or fulfill promises, will not grow and will not become a unicorn.

- Are there any clear criteria that allow you to identify scams in the early stages? What project parameters should investors be guided by before investing money?

- Before deciding whether to invest in a particular project, you need to study several parameters: the idea, team, tokenomics, funds, the launchpad where IDO is planned to be held, and the unlocks in all the rounds:

  • Talking about a team, you need to check the information about it carefully, that is their experience, previous projects, reviews, etc. If there is no information about the team, or only there are names, without the possibility of finding them on social networks, usually on Twitter or LinkedIn, take notice of this and understand that the project needs a more careful study.
  • A good way to decide whether to join a project is to study its tokenomics. If you understand what it is and learn how to read it, you can greatly increase your chances of choosing a quality project.
  • The third step to take is to check the content posted on the project website and social media—what information is posted, who its partners are, and whether there is confirmation of the partnership on the websites of the latter.
  • We carefully look at the funds that support the project and information about them.
  • It is also advisable to look at public “Ask Me Anything” (AMA) sessions with the founders, and if the project has reputable supporters, and which launch sites or exchanges have confirmed the project.

Unfortunately, even everything described above cannot guarantee that the intentions of the project are 100% sincere. However, given several levels of due diligence, it becomes safer to take the next step. I want to reiterate that investing in projects at an early stage means that you are willing to take the risk of a project failure and, therefore, be rewarded if the token succeeds and grows.

- Why, despite the fact that many crypto enthusiasts have badly failed with project investments in the past, IDOs inspire more confidence in them and they prefer this crowdfunding model, even as compared, for example, with newfangled IEOs.

- I cannot confirm such statistics. I can only say one thing: investors who have encountered the blockchain market, have seen what opportunities crypto technologies provide, always remain in this market because they understand that it is the speed and transparency of transactions, the absence of bureaucracy, the ease of use of tools, etc. Such investors participate in both IDOs and IEOs (Initial Exchange Offerings). In fact, the second differs from the first only in that the exchange acts as an intermediary.

Why do some investors prefer IDOs? The main reason is that in the case of IEOs, there are more opportunities to manipulate. DeFi, on the other hand, is good in that if you protect yourself correctly, it is more difficult to deceive an investor. If there is a good platform and a proven smart contract, everything works according to the logic of smart contracts. Smart contracts are a machine, a terminator. You cant reprogram it. And there is a human factor in IEOs. We do what we want.

- Might IDOs soon completely replace IEOs and ICOs?

- I would like to believe in it. I dont know when this will happen, but we are working on it. We are introducing new tools, such as seeds and private pools for retail investors. We are improving the selection of projects, etc. But I think the most important thing is to detect and exclude centralized platforms. Centralization is essentially the opposite idea of decentralization. Ideally, everything should be as decentralized as possible. The market is still far from it. Everything can be manipulated, but IDOs are much closer to how things should be than ICOs or IEOs.

The only reason why people use centralized exchanges is because they have fiat money withdrawals. DEX doesnt have that. We might make the first DEX platform that will have this capability. Ive been thinking about this for a long time. You will edvidently also need to pass KYC, and many do not like it, but in any case it will be very convenient.

- And if we talk about IDOs from the point of view of the founder of a startup, is this crowdfunding model more profitable or could it be easier? What benefits can be highlighted?

- As I said above, with the help of IDOs, a small part of the amount needed for the project is collected: 5%, sometimes 10%. The collected funds do not allow to fully finance the project. From this we conclude that IDOs exist not only for getting funded. Its main point is to make a product or startup popular among numerous retail investors. The allocations are most often small (50–500 dollars) and, let’s say, 100–200 applicants get into the pool, but 10,000 want to get in. And some of them then go to the exchange or exchanger and buy the coin there. Thus, the price of the token grows. Therefore, I would say that today IDOs are not so much a financing tool as a marketing component for promoting a project on the market.

- In terms of making money in the crypto industry, can IDO be considered as hype and profitable as it used to be with ICOs? Or has the interest of crypto enthusiasts in tokenization faded a bit? 

- Cryptocurrency, like any other industry, is subject to the so-called seasonal changes: winter, spring, summer. Now we are, rather, in a crypto winter. I can’t say that the interest has faded, but it is not growing and new capital is not coming into the cryptocurrencies. At the same time, I am absolutely sure that the next phase of market development will soon come, which will bring new startups, new ideas and new projects. There will be development, anyway.

Recall 2017. It was a hype, the biggest hype, then there was a devaluation in 2018. Growth began again in 2021, and in 2021 there was a crazy jump due to DeFi and NFT projects. Now there is a recession because the market is oversaturated. In fact, we are now working on the next cycle, waiting for a new boom market.

- What criteria for a successful IDO can you single out? How should one conduct an advertising campaign and organize the workflow so that the project is guaranteed to “skyrocket”?

- Of course, there is no saying about guaranteed skyrocketing. Too many factors influence the success of a startup. But there are basic components leading to success to a considerable degree. First, the team must be experienced and equipped. There must be complete mutual understanding among them. The team should include development, sales and marketing specialists, analysts, developers, etc. In the beginning of the journey, these functions are often performed by one or two people.

I can also share my observation regarding technology projects that they need an experienced Chief Technical Officer within the team, not outsourced. Even if they have a great CEO, a professional marketer, but no CTO, the likelihood that they will go bust is very high. I believe that the success of a tokenized Web3 tech startup, for the most part, depends on the development team, and there must be a cool CTO inside the team.

- Why, despite the seeming simplicity of the process, do many projects fail miserably? What could be the reason for the lack of investor interest? What are the biggest mistakes startups make? 

- The founders of tokenized startups seem to make even more mistakes than those of traditional ones. Why? Because today it is easier to raise money and get capital in the cryptocurrency market. Therefore, projects often waste money, spend it for wrong purposes and do not improve the idea.

I wont say anything new. If the founder has made a market analysis, has a clear vision of his business, has set goals and understands how to achieve them, he will be able to motivate the team to work and achieve meaningful results. In this case, everything will work out. Basically, everything breaks down when the project lacks something or someone. If everything is there, but the technology is outsourced, a failure is very likely because the founders who do not have their own CTO do not understand anything about technology. And contractors build not for themselves, but for the client, and that is not so high quality, so the deadlines are constantly changed, and everything is dying. If, for example, there is only a strong team, but there are no experienced salespeople and business developers, it is a failure again. They may come up with a great product and implement it that only the team will need, no one else around it, and it cannot be sold. That is, its all about the team, their different skills and the balance between abilities and competencies.

Предыдущая статья Понравилась статья? 0 Следующая статья
Комментарии: 0
Оставить комментарий
Сервис подписки в данный момент находится на завершающей стадии разработки. Регулярная отправка новостных материалов на Ваш email начнется в ближайшее время. Повторная подписка не потребуется.
Добавить еще

Закрыть

Что такое IDO и как на этом заработать и не потерять деньги?

В закладки
Берёт интервью Алёна Инжеева

Редактор эксклюзивных материалов на сайте blockchain24.pro

Даёт интервью Станислав Столберг

Co-Founder & CTO ScaleSwap.io

Основатели криптовалютных стартапов всегда ищут новые возможности привлечения средств и популяризации своего проекта в криптосообществе. Некогда хайповая модель краудфандинга ICO уже не пользуется доверием среди инвесторов. На смену ей пришли новые аббревиатуры, такие как STO, IEO и IDO. Именно последняя заслуживает особого внимания. Станислав Столберг, Co-Founder & CTO ScaleSwap.io, в ходе интервью подробно рассказал, что такое IDO, чем этот вид краудфандинга принципиально отличается от ICO, а также как на этом заработать и не потерять деньги.

 - Пару лет назад криптоэнтузиасты очень сильно обожглись на ICO. В эту сферу привлекалось огромное количество средств, а стартапы создавал каждый второй. К сожалению, далеко не каждый проект выполнил свои обещания перед инвесторами. Что вы можете сказать об этом периоде и что привело к закату ICO?

 - Ну, начну с того, что я сам в тот период запускал свой крипто стартап PhotoChain. Это был один из первых проектов на основе технологии NFT за годы до того, как как эта аббревиатура стала известна каждому на хайпе крупных сделок и проектов. Мы использовали ее для сертификации цифровых активов (авторских и профессиональных фотографий) на блокчейне. Это отличный пример того, как важно для инновационного стартапа выбрать правильное время для выхода на рынок. Я работал над PhotoChain в 2016-2018 и тогда рынок был еще не готов к активному внедрению и использованию новых вариаций блокчейн-технологий для реальных рыночных кейсов. Это была пора первых визионерских экспериментов по применению блокчейна, люди только присматривались, примерялись к этой технологии и индустрии, рынок был значительно меньше чем сегодня. И только в 2020 после первых громких проектов NFT стали популярны.  

Что такое IDO и как на этом заработать и не потерять деньги?

По моим наблюдениям, многие проекты того времени были запущены не вовремя. Вторая причина, 2017 год — это 1-й хайп децентрализации, токенизации, понимания того, что определенные технологии  представляют собой настоящую ценность. Например, возможность перегонять токены быстро с кошелька на кошелек и делать это легко, оперативно, без проблем,  с которыми сталкиваешься в банковской сфере. А как вы знаете, любая технология проходит “Хайп Сайкл”. В начале идет хайп, потом он снижается, потом возникает понимание и адаптация. Возьмем интернет  90-х и 2000-х, он как и блокчейн двигался циклично. Вначале был, если вы помните,  Dot-com bubble, когда все создавали просто странички называли это стартапами. И рынок так перегрелся, что все разрушилось, лопнуло, миллиарды потерялись, но из этого Dot-com bubble вышли Амазон, Гугл, и другие гиганты, которых мы знаем. Вот тоже самое в 2017 пережил блокчейн.  

Как на любом новом рынке, который по сути не регулирован, появилось очень и очень много игроков. Кто-то, как я, оказался не в том месте не в то время, другие хотели легких денег, кто-то намеренно скамил и обманывал. Я пытаюсь сказать, что тот период блокчейна нельзя назвать чем-то уникальным, что это уже было в истории. Направление ICO не умерло, оно себя дискредитировало из за большого количества скама, а также из за внимания регуляторов. 

 - На смену ICO пришла другая модная аббревиатура. Чем IDO принципиально отличается от ICO, STO и IEO? Неужели суть осталась та же, просто сменилось название?

 - ICO, IDO, IEO - по сути одно и тоже. Идея одна - продать токены стартапа. По большому счету, поменялись лишь названия. Вспомним, как проводились ICO (Initial coin offering) - проект, продавал токены со своих страниц. Инвестор посылал им одни коины, например, Эфир, а проект отправлял свои. 

Инвестировать могли все кто проявлял желание, без ограничений. IDO (Initial DEX Offering) - это способ продажи токенов на DeFi площадке.  В основном такое размещение проводится через технологию пулов, как на Scaleswap, где логика пула принимает решение о том, что участвующие люди точно получат свои монеты. То есть они как бы инвестируют одни токены, а получают другие. Площадка посредник выступает неким гарантом. Раньше пулов не было и проект сам мог решать, посылать или не посылать, проект мог ошибиться и отправить неверное количество токенов и т.д. А сейчас процесс более технологически усовершенствован и прозрачен. В этом, наверное, основная разница. Идея одна, а технические средства и возможности другие. IDO безопаснее, плюс еще появились разнообразные инструменты: вестинги, клиффы. Этого не было во времена ICO. Сейчас процесс более приближен к профессиональному инвестированию. 

 - Какие проблемы предыдущих моделей краудфандинга на криптовалютном рынке решает IDO? Есть ли какие-то преимущества или хотя бы гарантии для инвесторов? 

 - Да, IDO можно назвать новой моделью краудфандинга. Чем же именно это обусловлено? Тем, что проекты продают свои токены, которые, по сути, еще неликвидны, т.е. не имеют пары за какие-то ликвидные токены, например, за те же USDT.  Цель - получить бюджет, расти быстрее, подготовится к выходу на биржу и таким образом дальше развиваться в своем токенизированном бизнесе. 

Что касается преимуществ IDO, попробую объяснить на примере ScaleSwap.  У нас (как и у других лаунчпадов) есть возможность использования разных инструментов регулирования условий передачи токенов инвесторам. К примеру, сейчас на рынке популярны клифы и вестинги. Проще говоря, инвесторы получают все токены не сразу, а про определенному алгоритму, т.е. не могут сразу продать все купленные токены и таким образом просадить проект. Основная цель большинства участников IDO - “сделать иксы”, заработать максимум и выйти. Такой спекулятивный образ мыслей большинства инвесторов и является основной проблемой DeFi сектора и рынка стартапов в целом. Конечно, поведение инвесторов поменялось с 2017 года, все участники рынка стали более профессиональными, но до сих пор большая часть из них ориентирована на краткосрочный возврат инвестиций, мечтают стать миллионерами уже завтра. У них нет понимания, что стартапу, как ребенку, надо дать возможность развиться и  вырасти. По этой причине основное финансирование проекты привлекают на призванных раундах от больших инвестфондов и крупных частных инвесторов, это примерно 90-95% проданных токенов. И только 5-10% приходится на IDO. Здесь заходят более мелкие инвесторы, распределение происходит на примере пулов с использованием новых инструментов. Почему так? Цель - ограничить распродаваемость токенов, так как все знают, что у ритейла “not dimond hands” (не держать токены долго). Они быстро готовы все продать, чтобы сделать хотя бы 10% прибыли. По этой причине проекты не хотят давать ритейл-инвесторам все токены сразу, как это было во время ICO. Хотя нужно помнить, что многие ритейл-инвесторы, пришедшие во времена ICO, стали сегодня большими фондами и крупными инвесторами. 

Основным преимуществом  IDO является то, что крупные лаунчпады уделяют основное внимание отбору и анализу проектов, внимательно смотрят токеномику. Например, если взять ScaleSwap, то у нас до представления сообществу доходят 3-5% от входящих проектов, 95-97% отсеиваются аналитиками на той или иной стадии проверки. Мы сами пока ланчили только 10 проектов, 2 из которых стали так называемым юникорном (market cap > 1 bil), покрыли затраты инвесторов других проектов и дали высокие “Х”. Надеемся, что показатель успешности будет расти. Участники IDO рынка ежедневно развиваются, проекты растут, благодаря опыту мы еще более внимательно стали относится  к стартапам, чем раньше.

 - А если говорить о недостатках и слабых сторонах этой модели краудфандинга?

 - Слабой стороной можно назвать то, что как бы качественно не отбирал проекты лаунчпад, мы не можем устранить все риски того, что что-то пойдет не так после проведения IDO. В криптосекторе, как и в традиционном стартап бизнесе, выживают только несколько процентов проектов. По моему, по статистике, говорят о 5%, а 95 отсеиваются. В блокчейн мире этот показатель и того меньше -  1-2%,  а 98-99% не приходят к успеху.  Я сейчас говорю про все проекты, которые выходят на рынок. 

 - Можно ли говорить о том, что вложение средств в проекты - это высокорисковые инвестиции? В чем главные риски для инвесторов и чего им стоит опасаться?

 - Да, IDO - это высокорискованные инвестиции. Потому что фактически они не подкреплены ничем. Нет закона, который бы защищал таких инвесторов, потому что юридически  они не являются таковыми. Это покупатели ютилити токенов (vs security tokens).

Также стоит учитывать, что мы находимся в рынке Early-stage investment. На таком рынке гарантии вообще давать тяжело. Почему? Потому что есть риск все проиграть. Для этого и существуют качественные игроки на рынке, как аналитики, медиа, опытные инвесторы, сами лаунчпады, которые стараются эти риски уменьшить. 

Мы из ScaleSwap построили аналитическую команду, команду бизнес девелоперов, которые? используя свой опыт, разработанные критерии, пытаются делают качественную оценку, пытаются проанализировать входящие проекты на фактор потенциального будущего успеха. Мы это делаем со всей ответственностью, насколько можем и только отобранные проекты презентуем нашему комьюнити. Но? повторю, на таком рынке ни мы, ни инвестор полностью не застрахованы от того, что проект не потянет, не выполнить обещания, не вырастет и не станет единорогом. 

 - Есть ли какие-то четкие критерии, которые позволяют выявить скам на ранних этапах? Какими параметрами проекта руководствоваться инвесторам перед тем, как вкладывать деньги? 

 - Перед тем, как решить, инвестировать ли в тот или иной проект, нужно изучить несколько параметров: идею, команду, токеномику, фонды,  лаунчпад, где планируется проводить IDO, разлоки во всех раундах:

  • Если речь идет о команде, необходимо тщательно проверить информацию о ней. Опыт, предыдущие проекты, отзывы и т.д.  Если нет информации о команде или есть только имена, без возможности найти их в социальных сетях, обычно в Twitter или LinkedIn, вам следует обратить на это внимание и понять, что проект требует более внимательного изучения. 
  • Хорошим способом решить, стоит ли входить в проект является изучение его токеномики. Если понимать, что это такое и научиться ее читать, можно сильно увеличить свои шансы выбрать качественный проект.
  • Третий шаг, который нужно сделать - это проверить контент, размещенный на веб-сайте проекта и в социальных сетях.  Какую информацию размещают, кто партнеры, и есть ли подтверждающая партнерство информация на сайтах последних.
  • Внимательно смотрим фонды, поддерживающие проект и информацию о них.
  • Желательно также посмотреть публичные AMA с основателями, есть ли у проекта авторитетные сторонники, и какие стартовые площадки или биржи подтвердили проект. 

К сожалению, даже все описанное выше не может гарантировать, что намерения проекта на 100% искренни, однако, учитывая несколько уровней должной осмотрительности, сделать следующий шаг становится безопаснее.

Хочу еще раз повторить, что инвестирование в проекты на ранней стадии означает, что вы готовы взять на себя риск провала проекта и, следовательно, получить вознаграждение в случае успеха и роста токена. 

 - Почему, несмотря на то, что многие криптоэнтузиасты в прошлом сильно обожглись с инвестициями в проекты, IDO вызывает у них больше доверия и именно этой модели краудфандинга они отдают предпочтение, даже если сравнивать, например с тем же новомодным IEO. 

 - Я не могу подтвердить такую статистику. Могу сказать только одно - инвесторы, которые столкнулись с рынком блокчейна, увидели какие возможности дают криптотехнологии, всегда остаются в этом рынке, потому что понимают, что это быстрота и прозрачность транзакций, отсутствия бюрократии, удобство использования инструментов и т.д. Такие инвесторы участвуют и в IDO и в IEO (Initial Exchange Offering).  По сути, второе отличается от первого только тем, что посредником выступает биржа. 

Почему некоторым инвесторам ближе IDO? Основная причина в том, что в случае IEO, больше возможностей манипулировать. DeFi же силен тем, что если правильно защититься, то сложнее обмануть инвестора. Если хорошая платформа и  проверенный  смарт-контракт, то все действует по логике смарт контрактов. Смарт-контракты - машина, терминатор. Его не перепрограммируешь. А IEO - это человеческий фактор. Что хотим, то и делаем. 

 - Можно ли говорить о том, что IDO в скором времени полностью вытеснит IEO и ICO?

 - Хотелось бы. Хотелось бы в это верить. Я не знаю, когда это произойдет, но мы над этим работаем. Вводим новые инструменты, такие, как seed и privat-пулы для ритейл инвесторов. Совершенствуем отбор проектов и т.д. Но, прежде всего я считаю, что важно вычислять и исключать централизованные платформы. Потому что централизация - это по сути противоположная идея всей децентрализации, в идеале все должно быть максимально децентрализовано. Рынок от этого пока далек. Все можно проманипулировать, но IDO гораздо ближе к тому, как все должно быть, чем ICO или IEO. 

Единственная причина, почему люди пользуются централизованными обменниками в том, что у них есть  вывод в фиантные деньги. А у DEX такого нет. Может быть, мы сделаем первую DEX платформу, у которой будет такая возможность. Я об этом думаю уже давно. Понятно, что тут тоже потребуется проходить KYC, многие его не любят, но в любом случае это будет очень удобно.

 - А если говорить об IDO  точки зрения основателя стартапа. Эта модель краудфандинга выгоднее или может быть проще? Какие преимущества можно выделить? 

 - Как я уже сказал выше, с помощью IDO собирается небольшая часть необходимой проекту суммы - 5%, может иногда 10%. Собранные средства не позволяют полностью профинансировать проект. Отсюда мы делаем вывод, что IDO - это не только о том, чтобы профинансироваться. Основной смысл его в том, чтобы продукт или стартап сделать популярным среди большого количества ритейл-инвесторов. Аллокации чаще всего маленькие (50-500 долларов) и попадают в пул, например, 100-200 желающих, а хотят попасть 10000. И часть из них идут потом на биржу или эксчейндж и покупают монету там. Таким образом цена токена растет. Поэтому я бы сказал, что сегодня IDO не столько инструмент финансирования, сколько маркетинговая составляющая для продвижения проекта на рынке.

 - С точки зрения заработка в криптоиндустрии, можно ли считать IDO столь же хайповым и прибыльным направлением, как когда то было с ICO? Или интерес криптоэнтузиастов к токенизации немного поугас?

 - Крипта, как и любая другая индустрия, подвержена так называемой  “смене погоды”: зима, весна, лето. Сейчас мы находимся, скорее, в Криптозиме. Не могу сказать, что интерес погас, но он не растет и новый капитал в крипту не приходит. При этом я абсолютно уверен, что скоро наступит следующая фаза развития рынка, которая принесет с собой новые стартапы, новые идеи, новые проекты. Но развитие будет, абсолютно точно. 

Вспомним 2017 - это был хайп, самый большой хайп, потом была девальвация в 2018, в 20-м начался опять рост, а в 2021 был сумасшедший скачок за счет DeFi  и NFT-проектов. Сейчас спад, потому что перенасыщен рынок. По сути, сейчас мы работаем над следующим циклом, ждем новый boom market. 

 - Какие критерии успешного IDO вы можете выделить? Как провести рекламную кампанию и организовать рабочий процесс, чтобы проект гарантированно “выстрелил”? 

 - О том, чтобы проект гарантированно выстрелил, речи, конечно, быть не может. Слишком многие факторы влияют на успешность стартапа. Но есть основные составляющие которые могут в значительной степени влиять на вероятный успех. В первую очередь команда должна быть опытной и укомплектованной. Внутри нее должно быть полное взаимопонимание. В команде должны быть специалисты по развитию, продажам, маркетингу, аналитики, разработчики и т.д. В начале пути часто эти функции совмещает один-два человека. 

Еще могу поделиться своим наблюдением, касающимся технологических проектов, что им необходим опытный CTO внутри команды, а не на аутсорсе. Даже если у них есть отличный СЕО, профессиональный маркетолог, но нет CTO, вероятность того, что они прогорят, очень велика. Я считаю, что успех токенизированного технологичного стартапа Web3, по большей части зависит от команды разработчиков, а внутри команды обязательно должен быть крутой CTO. 

 - Почему, несмотря на кажущуюся простоту процесса, многие проекты с треском проваливаются. С чем может быть связано отсутствие интереса инвесторов? Какие главные ошибки допускают стартаперы? 

 - Мне кажется, в токенизированных стартапах основатели допускают даже больше ошибок, чем в традиционных. Почему? Потому что на сегодняшний день на крипторынке легче собрать деньги и получить капитал. Поэтому зачастую проекты сорят деньгами, тратят их не туда, куда нужно,  не поднимают те вертикали в стартапе, которые необходимо доработать, не совершенствуют идею. 

Не скажу ничего нового. Если основатель сделал анализ рынка, имеет четкое видение своего бизнеса, поставил цели и понимает как их достичь, он сможет замотивировать команду работать и добиться значимых результатов. В этом случае все получится. В основном все ломается тогда, когда у проекта чего-то или кого-то не хватает. Если есть все, но технология на аутсорсе, провал очень вероятен. Потому что фаундеры, у которых нет своего CTO, не понимают ничего в технологии. А подрядчики строят не для себя, а для клиента, что не так качественно, сроки не те, и постоянно двигаются, и все умирает. Если есть, например, только сильная команда, но нет опытных продажников и бизнес девелоперов, опять провал. Они могут придумать и реализовать отличный продукт, который будет нужен только команде, больше никому вокруг нее, и его невозможно продать. То есть все дело в команде, в разных скилах и в балансе между  способностями и компетенциями .

Предыдущая статья Понравилась статья? 0 Следующая статья
Комментарии: 0
Оставить комментарий
Сервис подписки в данный момент находится на завершающей стадии разработки. Регулярная отправка новостных материалов на Ваш email начнется в ближайшее время. Повторная подписка не потребуется.
Добавить еще