Закрыть

Есения Пенкина и Максим Пазюра об NFT, как криптотренде 2022 года

В закладки
Аудио
Берёт интервью Алёна Инжеева

Редактор эксклюзивных материалов на сайте blockchain24.pro

Даёт интервью Есения Пенкина

Арт-директор и Trendwatcher, директор ТРЕНД БЮРО

Даёт интервью Максим Пазюра

Трейдер, спикер по работе на площадках NFT

NFT-токены (невзаимозаменяемые токены) в 2021 году стали проникать во все сферы жизни — расширяя горизонты диджитала, они задавали новые правила игры для традиционного искусства, ритейла, фэшн-индустрии и брендов различной специфики. Также специалисты отметили рост спроса на разработку NFT-аватаров. Цифровые активы в виде NFT-токенов появились в 2017 году, а в 2020 году рынок невзаимозаменяемых токенов превысил $250 млн.

NFT становятся все более популярными. Эти токены уникальны, и вместе с тем представляют реальную финансовую ценность. Для примера можно рассмотреть, как токенами становятся уникальные вещи: реальные или цифровые, произведения искусства, музыка, автографы и все, что только может представлять какую-либо ценность. Чаще всего именно эксклюзивные, единственные в своем роде предметы или их цифровые аналоги перевоплощают в NFT, но недолгая история этого явления знает примеры серийного создания таких токенов. Логично полагать, что 2022 год будет таким же удачным для NFT и эта область криптоиндустрии получит новый виток развития. 

Есения Пенкина, арт-директор и Trendwatcher, директор ТРЕНД БЮРО, и Максим Пазюра, трейдер и спикер по работе на площадках  NFT, работают вместе в этой сфере уже несколько лет. В ходе интервью они рассказали о NFT, как о криптотренде 2022 года и поделились информацией о том, как на этом заработать и что ждет отрасль невзаимозаменяемых токенов в будущем. Есения Пенкина и Максим Пазюра об NFT, как криптотренде 2022 года

 - Сфера NFT была на хайпе весь 2021 год. Логично полагать, что подобной тенденции стоит ожидать и в 2022 году. Чему NFT обязаны своей стремительно возросшей популярностью и настоящим бумом в криптоиндустрии? 

 - Да, в 2022 году также будет наблюдаться большой приток пользователей в эту индустрию. И если говорить об объемах торгов, то уже на конец января мы достигли ⅙ части всего прошлогоднего оборота в индустрии и это только в рамках одного NFT маркетплейса. В первую очередь бум в индустрии обусловлен ценой и скоростью реализации проектов.  

 - Если продолжить тему трендов на текущий год, то хотелось бы поинтересоваться. Что, по вашему мнению, ждет сферу NFT в 2022 году? Каковы перспективы развития отрасли? Какие направления получат наибольшее развитие?

 - Сферу ожидает рост. Мир криптоиндустрии, NFT в том числе, очень динамичен и тренды там меняются мгновенно, тем не менее вероятнее всего на пике будут создатели игровых пространств метавселенных и дополнений кним. В мир NFT начинает активно заходить бизнес и он принесёт за собой коллабы и новые направления. Во что это разовьется, покажет время. 

 - А стоит ли ожидать появления каких-то новых тенденций в сфере NFT? 

 - Однозначно да. Сюда сейчас заходят новые игроки. В начале были исключительно те, кто разбираются в технической стороне инструмента: айтишники, гейм-дизайнеры, разработчики… Сейчас заходят художники и инвесторы – это очень обогатит визуально и существенно увеличит узнаваемость. Разные люди, с разными центрами интересов. 

 - Мы также можем наблюдать, что cфера NFT активно интегрируется с разными отраслями (искусство, кинематограф, мода, комптютеные игры, метавселенные и т.д.). Какие крупные проекты, заслуживающие особого внимания, уже реализованы на данный момент и каких глобальных интеграций мы можем ожидать в будущем? На что делает ставку криптосообщество?

 - Достаточно значимыми проектами можно считать все интеграции с существующими сегментами экономики – игры, ритейл и реклама. Некоторые продают земли в будущей метавселенной как Sandbox, кто-то делает лоты для интеграции с видеоиграми, есть отличные проекты с игровой валютой и членством в закрытых клубах Генеративного искусства. Моделей множество. Как и следует ожидать от плода экономики открытого кода – развитие сумбурное, разнонаправленное, активное и очень разнообразное. Так развивается живой организм. Основные ставки – на интеграцию в повседневную жизнь пользователей, конечно.

 - Как уже упоминалось, особо сильно облюбовали сферу NFT деятели искусства, в частности, художники. Если говорить с точки зрения представителей арт-индустрии, то что для них NFT? Быть может, это возможность приобщится к глобальной цифровизации искусства или возможность оставить вечный след в истории

 - Это прежде всего возможность. Такая площадка позволяет взаимодействовать напрямую с аудиторией деньгами, а не только лайками. Без прескрипторов, знатоков, которые говорят, что прекрасно, а что нет. Плюс – это платформа ввиду большой прозрачности, у каждого арта можно посмотреть историю, чеканки, торгов и продаж – снимает большинство задач, которые раньше решались спорами и судами. Это комфорт. Однако инновационность, техническая новизна процессов пользования, пока еще останавливает большое количество художников. В этом поможем мы) Один из нас про то, как и что лучше запускать, другой хорош в том, как правильно работать с платформами, кошельками и обменниками.

 - Однако, не стоит забывать, что в первую очередь NFT - это не столько по искусство, сколько про заработок, причем приличный. То и дело всплывают новости о том, что NFT-работы разных деятелей искусства продаются за баснословные деньги. Также активно набирают популярность фан-токены, виртуальная недвижимость и т.д. Если говорить о сфере с точки зрения криптоинвестора, то почему выгодно вкладываться в NFT? 

 - По нашему мнению деятель искусств должен зарабатывать. Конечно, в первой волне участвовали люди максимально приближенные к кодам и программированию и это был хайп. Сейчас в NFT приходят танцоры, артисты, фотографы, художники, создатели арт объектов и в этом ключе NFT начинает быть в первую очередь про искусство. Как вы говорите “баснословные деньги” приходят не от создателя NFT, а от инвестора, заплатившего за него. Многие арты проданные за миллионы, самим создателем на старте, были выставлены всего за сотни или даже десятки долларов, все это можно посмотреть в описании к артам.

Инвестиция в NFT растёт крайне не линейно. Помимо стоимости, выраженной в валюте, есть стоимость, выраженная одобрением комьюнити и стоимость заложенная инвестором. Мир NFT и метавселенных будет только расти, а открытые коды позволяют интегрировать купленный NFT в любой проект на болкчейне. Это в двух словах, что открывает дополнительные возможности заработка на NFT.   

 - Тем не менее, некоторые люди ошибочно полагают, что NFT - это лишь затратное увлечение для коллекционеров, а перспективы заработка на этом довольно сомнительны. Вы разделяете эту позицию? 

 - Мы перешли в новую цифровую эпоху и она уже третья по счёту, на минуточку сказать. Новая цифровая эпоха принесла новые способы коммуницирования и вследствие новые типы заработка. Это существенно больше, чем может показаться на первый взгляд. По-сути это слияние двух трендов peer-to-peer – цифровой тренд. И many-to-many – ремесленный тренд. И это слияние само по себе предполагает сближение совершенно разных аудиторий и продавцов и покупателей. “Взрывоопасная среда” в некотором роде, способная произвести очень мощный толчок к новым экономическим моделям.

 - Если продолжить тему коллекционирования, то как это делать правильно? На площадках представлено огромное количество работ. По каким критериям стоит отбирать токены в свою коллекцию? Или может вы расскажете хотя бы об общих принципах, которых должен придерживаться NFT-коллекционер? 

 - Это очень широкие вопросы и на них не просто ответить коротко. Но общие принципы такие: Ищите то, что нравится и будьте бизнесменом. Об этом говорят большинство инвесторов в NFT. В силу того, что это площадка “от человека к человеку”, нам придется самим оценивать арт, и продавцам и покупателям. Здесь нет уважаемых галерей или музеев, чтобы дать свою оценку. Арт стал менее серьезным и более демократичным, как следствие.

 - Также давайте разберем подробнее, как обычный пользователь (не художник) может заработать на NFT? Какие бизнес-модели и стратегии инвестирования доступны в этом направлении? 

 - Всё зависит от типа арта. Можно покупать и перепродавать. Можно и интегрировать в виртуальные пространства и зарабатывать на этом. Можно оставлять у себя как актив и ждать роста стоимость. Всё зависит от выбора инвестора краткосрочная, среднесрочная или долгосрочная стратегия.

 - Сейчас запуск собственного NFT-токена не кажется уже чем-то невозможным. Не обязательно быть известным деятелем искусства и обладать каким-то титулом, чтобы оцифровать свои работы. Также многие компании используют NFT, как рекламный инструмент для раскрутки собственного бренда. Что вы можете сказать по этому поводу? Не приводит ли это к перенасыщенности и “засорению рынка”? 

 - Сейчас интернет пестрит сообщениями типа: “Создай свой NFT за 30 секунда и продай за миллион”, но реальность немного другая. Художник должен сам выстраивать комьюнити вокруг себе и своего арта и только потом пробовать продавать. Создать NFT-токен можно, но без поддержки он просто утонет в этом океане и о нём никто никогда не узнает. Все крупные продажи - это конец истории, хвост кометы. Проекты, которые стрельнули в 2021 и взлетели в небеса, берут своё начало в 2018-2019 годах, тогда о них никто не слышал, только узкий круг людей. На это никто не обращает внимание, обыватель видит конечную цифру и только. Перенасыщение не произойдет, переосмысление может быть.   

 - Нельзя не затронуть тему регулирования этой сферы. Известно, что с NFT связано очень много случаев криптомошенничества, а также через продажу токенов часто происходит тотальное отмывание денег. Как вы считаете, необходимо ли регулировать эту сферу и стоит ли ждать от правительства каких-то мер в ближайшее время? Или же фокус регулятора больше смещен на инвестирование в криптовалюты и майнинг? 

 - Про криптомошенничество можем сказать так, это очень молодая индустрия и она быстро растёт. Конечно на страте в ней были и остаются бреши, но они быстро исправляются и таких становится всё меньше и меньше. Для примера по безопасности сравните банковские системы 10-15 лет назад и сейчас. Мы не знаем куда смещен фокус регулятора. Однако, в том смысле, в котором нас приучили понимать термин “регулирование” регуляция здесь не нужна. Живой организм,в принципе, регулируется сам.  

Относительно мер от правительства, тут есть два мнения: одни хотят, чтобы они были, беспокоясь о безопасности, другие против, считая их искусственным препятствием к развитию страны. Запретить, конечно, можно, хоть и технически очень сложно в данном случае. А вот помочь отстающим индустриям, если сейчас затормозить развитие, у государства получается не очень. Мы в трендах, это очень хорошо видим на примере Легпрома. Точечно возникают талантливые и успешные примеры, но время великих домов мод прошло. Россия не заняла своего места в этой истории, а теперь уже поздно. А что до безопасности для пользователей, так она, в принципе, обеспечивается механизмами самих платформ, которые очень быстро развивается.

Предыдущая статья Понравилась статья? 0 Следующая статья
Комментарии: 0
Оставить комментарий
Сервис подписки в данный момент находится на завершающей стадии разработки. Регулярная отправка новостных материалов на Ваш email начнется в ближайшее время. Повторная подписка не потребуется.
Добавить еще