Закрыть

Проблемы и опасности интеграции метавселенных в сферу образования

В закладки
Аудио
Эксперт
Алёна Инжеева
Редактор эксклюзивных материалов на сайте blockchain24.pro
Подробнее об эксперте
Содержание

Появление метавселенных несет за собой определенные риски, среди которых - навязывание рекламы и монополия определенных компаний на рынке. Но, если говорить конкретно о сфере образования, то здесь есть свои минусы. Не стоит забывать о том, что речь идет о молодом поколении - школьниках и студентах. Их психика еще довольно уязвима и они легко поддаются влиянию новых тенденций, особенно, если те находятся на пике популярности. Чрезмерная увлеченность виртуальными мирами может вызвать у подростков сложности, связанные с социальным взаимодействием в реальной жизни. 

Также не нужно забывать, что трансформация системы образования - процесс затяжной и дорогостоящий. Сейчас многие школы не могут обеспечить всех учащихся учебниками, а что говорить об очках виртуальной реальности. Несмотря на то, что интеграция метавселенных в учебных процесс может открывает множество перспектив, нельзя забывать и об обратной стороне медали. О том, какие опасности поджидают пользователей метавселенных, нашему изданию рассказали эксперты.

Проблемы и опасности интерграции метавселенных в сферу образования

А нужно ли интегрировать метавселенные в образование? 

Внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни общества изначально кажется хорошей идеей, ведь прогресс не стоит на месте, а потому нужно следовать современным тенденциям. Однако всегда ли это целесообразно, ведь, как известно, лучшее - враг хорошего. 

Аарон Хомский, руководитель инвестиционного департамента ICB Fund, придерживается аналогичной позиции. Он отметил, что, как правило, о метавселенных рассуждают люди, которые никогда не тестировали имеющиеся проекты, вроде SandBox, и понятия не имеют, что это все выглядит как сырой Roblox (популярная у детей игра), но на блокчейне. Тут в целом возникают серьезные вопросы касаемо необходимости подобной технологии, ведь пока они просто являются площадкой для пиара отдельных проектов.

Если же абстрагироваться от текущего состояния индустрии, то можно сделать вывод о том, что метавселенные не окажут существенного влияния на сферу образования. Уже сейчас появляются первые исследования того как пандемийная удаленка сказалась на знаниях школьников и их результаты неутешительные. А ведь по сути обучение в метавселенных - это просто удаленка на стероидах. Обучаться онлайн можно и сейчас: те кто имеет мотивацию способны проводить это время с пользой, а те кто нет - попросту теряют деньги и время. Школьников сложно заставить учится, так что они по большей части попадают под вторую группу. Может поначалу нахождение в виртуальной реальности и сможем заинтересовать детей, но это довольно быстро приестся и какого-то положительно эффекта оказывать уже не будет.

Дмитрий Чернов, CEO at Armacoin Ltd, высказал свое мнение на этот счет:

“Знаете, многим сейчас присуще такое понятие, как разработка чего-либо, а потом уже мысли, как это все можно применять. Пока что метавселенные применяют лишь в игровом поле. Но даже оборот обычных традиционных игр до сих пор гораздо более существенный. Вся причина в том, что с криптовалютами связаны лишь 3% населения Земли. Вопрос внедрения метавселенных в сферу образования (как и в другие сферы) пока остается очень спорным по причине малого использования. 

Какие они могут открыть возможности? По-моему это все крайне преувеличено!  Дополненная и виртуальная реальность уже давно анонсированы и используется, но пока я еще не видел виртуальную реальность в сфере образования, кроме использования их в тренажерах обучения пилотов самолета или некоторых водителей. Я всегда выступал и буду выступать за то, чтобы децентрализованные сети не усложняли людям жизнь, а облегчали ее, в данном случае применение метавселенных для меня - это усложнение жизни… Ничего страшного, со-временем этот хайп пройдет, как сейчас NFT уже теряет тренд.

Для меня все обучение через интернет ассоциируется с бизнес-коучами и шарлатанами, ну или инфоцыганами. Сам хорошо помню, как ко мне обращалась одна онлайн-школа с просьбой написать им обучающий материал, но мы не договорились по цене. В итоге они просто скопировали где-то текст (причем с грубыми ошибками) с Интернета и стали по нему обучать своих учеников трейдингу и криптовалютам. А потом все удивляются, почему люди там теряют деньги…”

Из этого можно сделать вывод, что у всего есть и обратная сторона медали. Чтобы подробнее разобраться в вопросе, мы спросили у экспертов, какие недостатки “виртуального” обучения можно выделить и как это в целом может сказаться на системе образования.

Егор Абрамов, принципал венчурного фонда Fort Ross Ventures, подчеркнул, что недостатки есть у любого подхода. По словам эксперта, практические занятия всегда должны чередоваться с теоретическими, от этого никуда не деться. Без теории нельзя, но и без практики сложно что-то усвоить:

“Я думаю что оффлайн уроки и встречи никуда не уйдут и останутся супер важными факторами образовательного процесса. Возвращаясь к детям: они любят играть и в кубики и в Minecraft, и то и другое развивает их мозг, воображение и мелкую моторику. И это задача учителя (и/или родителя) - правильным образом совмещать различные формы обучения в одну эффективную программу.”

Назир Наурзоков, инженер по проектным решениям Acer/Altos в России, считает, что большинство недостатков здесь связано, скорее, с недостатками онлайн-образования вообще. Находиться с преподавателем в одной аудитории куда более эффективно для образовательного процесса, чем участвовать с ним в одной видеоконференции. Люди — социальные существа, которые заточены на непосредственное общение. И не факт, что даже виртуальные классы смогут полностью заменить реальные.

Дмитрий Носков, эксперт криптобиржи StormGain, высказал свое мнение на этот счет:

“Из недостатков можно выделить риск “стирания” границы между реальным и виртуальным миром, отсутствие живого общения в том смысле, как его принято понимать. Вероятно, такое обучение все же будет оказывать негативное влияние на состояние здоровья - ухудшение зрения, головные боли. Кроме того, стоит вопрос и о покупке дорого оборудования для того, чтобы организовать такое обучение (кто его будет покупать: школа, родители учеников). 

Но в целом метавселенные могут сделать систему образования более гибкой, более настроенной на индивидуальные потребности каждого ученика, процесс обучения более наглядным, менее рутинным.

Влияние виртуального обучения в метавселенных на здоровье человека

Проекты виртуальных вселенных совсем недавно начали входить в нашу жизнь, а криптоэнтузиасты уже активно обсуждают опасности, которые в них скрываются. В первую очередь нужно учесть, как это повлияет на неокрепшие организмы школьников и студентов. Не будет ли использование VR-оборудования и долгое нахождение за компьютером вредить здоровью? Некоторые эксперты высказали свое мнение на этот счет.

Валерий Алексеев, автор образовательного проекта Eduverse, UX-дизайнер, предприниматель, автор курса по UX-дизайну, напомнил о том, что процесс работы с метавселенной, постоянное использование VR-оборудования и восприятие информации «изнутри» недостаточно изучено с точки зрения медицины и влияния на когнитивные функции человека. На сегодняшний день трудно предсказать, к каким негативным последствиям могут привести подобные глобальные изменения. 

Эксперт добавил:

“Например с появлением смартфонов, у людей участились случаи развития «туннельного синдрома». Исследования показывают: использование смартфона более чем 4 часа в день повышает риск развития этого заболевания. Согласитесь, предсказать подобной в 2007 году, когда выходил первый «айфон» было невозможно.

Возвращаясь к метавселенной в сфере образования, самое важное — научиться разделять виртуальные миры и реальные события, стараться не забывать о том, что все знания буду так или иначе применяться в реальной жизни, с живыми людьми и существующими предметами.”

Юлия Загитова, секретарь Союза журналистов России, руководитель Департамента по развитию региональной журналистики, основатель агентства Breaking Trends, придерживается следующей позиции:

“Недостатки внедрения метавселенных в образовательный процесс, в первую очередь, могут быть связаны со здоровьем. Результаты исследований показывают, что люди, которые много времени проводят в очках виртуальной реальности, испытывают дискомфорт, а их физическое состояние может ухудшиться. Однако, при разумном использовании технологии виртуальной и дополненной реальности, качество образования может значительно улучшиться.”

Аналитик Азиз Кенжаев также считает, что длительное нахождение в малоподвижном состоянии скажется на физическом здоровье студентов и школьников в будущем.

Равиль Асмятуллин, к.э.н. доцент института мировой экономики и бизнеса РУДН, одной из проблем виртуального обучения в метавселенных назвал риски проявления киберболезни. Определенная категория людей может испытывать дискомфорт, как психологический, так и физический, при взаимодействии с виртуальной реальностью. Это может проявляться в виде дезориентации, головным болей, зрительного дискомфорта и т.д.

Проблемы дефицита общения и сложности социального взаимодействия между подростками

Также необходимо учесть, что многие подростки и так испытывают проблемы в общении друг с другом. Погружение в виртуальные миры только усугубит ситуацию, так как люди отвыкнут от взаимодействия в реальности. Это может негативно сказаться на формировании коммуникативных навыков. 

Юлия Синицына, руководитель юр. департаментом в IT- компании, член Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности, налоговый консультант в сфере IT, согласна с тем, что процесс интеграции метавселенных в сферу образования может оказать негативный эффект на обучение, ведь невозможно предугадать все недостатки новых технологий, пока они не будут до конца изучены.

Эксперт выделила следующие негативные моменты:

  • В целом одним из самых видимых недостатков жизнедеятельности в метавселенных будет являться уменьшение реального общения между людьми и как результат некоторая потеря навыка реального общения и социализации.
  • Также уровень воздействия информации на человеческий мозг станет значительно выше, что может быть использовано не в благих целях.

Данатар Атаджанов, Brand Manager криптоплатформы OXLY.IO, говоря о проблемах внедрения метавселенных в процесс образования подчеркнул, что нельзя исключать факт буллинга в подростковых сообществах или харассмента у взрослых или других проявлений насилия, как это случается в любой социальной среде. Скорее всего вопросы кибербезопасности будут решены создателями на этапе тестирования.

Владимир Горгадзе, руководитель магистратуры МФТИ по технологиям блокчейна, также выделил несколько серьезных рисков для учеников: 

  • усиление контроля со стороны систем мониторинга поведения в метавселенной; 
  • перегруз от информации и психологические стрессы; 
  • недостаток физической активности, ведущий к угрозам здоровью и последующим состоянием организма во взрослой жизни. 

Отдельно можно выделить уменьшение социальной активности: уже в настоящее время дети и подростки больше сидят в гаджетах, меньше гуляя с друзьями, что необходимо и для отдыха, и для социализации, а перевод обучения полностью в метавселенные лишь усугубит эту проблему. Прежде чем переводить обучение в область метавселенных, нужно найти новый баланс между реальным и виртуальным.

Слава Никитин, креативный директор компании Brothers Production, отметил, что одной из проблем внедрения метавселенных в процесс образования являетcя живое общение, которого в реале становится меньше. По его словам, виртуализация процесса обучения только усугубит проблему, т.к. при офлайн-обучении так или иначе людям надо ехать в институт и там общаться со своими сокурсниками и учителями. В случае с виртуальным обучением человек безвылазно сидит за компьютером.

Еще одна проблема по мнению эксперта – это нелегальные операции:

“Если в офлайне родители переживают, что ребенок начнет курить, то в виртуальности риски сопряжены с криптовалютой, которые привязаны к некоторым платформам, что юного человека может затянуть во взаимодействие с высокоспекулятивными инвестициями. Тот же буллинг, с которым приходится сталкиваться в школах и институтах, есть и в чатах. Там могут писать, что ваша 3D фигурка не соответствует последним модным трендам. Пока законом метавселенные не контролируются, хотя уже сейчас стали появляться сообщения о случаях домогательства. В любом случае, позитива будет намного больше, чем негатива, и все проблемы, с которыми могут столкнуться участники, будут решаться.

Азиз Кенжаев уверен, что внедрение метавселенных в сферу образования приведет к проблеме социального взаимодействия людей в реальном мире. Виртуальный мир, как правило, намного красочнее и утопичнее реального, а это затягивает.

Равиль Асмятуллин сделал акцент на том, что часто в виртуальном пространстве люди ведут себя совсем иначе, чем в реальной жизни. А в метавселенной у студента будет его виртуальный аналог, поэтому поведение и использование навыков в виртуальной среде не всегда будет аналогично переноситься в реальную жизнь, и наоборот. С этим связана и другая проблема, что часть студентов предпочтет исключительно виртуальную среду, увлекаясь игровой стороной процесса, забывая о традиционном обучении и традиционной студенческой жизни.

Как виртуальная реальность может повлиять на психическое и эмоциональное состояние человека

Психологи обратили внимание на то, как метавселенная меняет психологическое состояние людей. У некоторых пользователей формировалась зависимость и желание проводить в виртуальном мире все больше времени. По мнению специалистов, метавселенная может вызвать более сильное привыкание, чем компьютерные игры. Это приводит к потере социальных контактов. Причем, по мере развития технологий, в виртуальной вселенной будет появляться все больше инструментов, призванных удерживать пользователя.

Марат Мынбаев, инвестор, эксперт в области фундаментального и технического анализа, основатель Amir Wallet, поделился своими размышлениями на этот счет:

“Самое главное не потерять грань между реальностью и виртуальностью. Для детей с их еще неустоявшейся психикой есть опасность, что они настолько втянутся в виртуальную жизнь, что не захотят возвращаться в реальную. В метавселенной все ограничивается только нашей фантазией. Ты можешь стать, кем угодно, делать, что угодно и жить, где хочешь. Это тот мир, где ты чувствуешь себя тем, кем ты хочешь быть. Ты свободен. И это чувство свободы терять не хочется, возвратившись в реальную жизнь с ее заботами и проблемами. Поэтому применять метавселенные в образовательных целях надо с осторожностью. Необходимо лимитировать количество часов, проведенных в виртуальном мире.”

Наталия Матющенко, проректор по образовательной деятельности НОУ "Академия инжиниринга нефтяных и газовых месторождений", кандидат экономических наук, доцент, отметила, что во время погружения в метавселенную человек без должного уровня осознанности может слишком глубоко в нее погрузиться вплоть до проблем с выводом в реальную действительность. Это самый главный “минус” для обучающихся. Остальное - только плюсы: невысокая стоимость приобретения оборудования и разработки программы, универсальность применения во всех видах образования и отраслях, высокая целевая эффективность. С учетом этих достоинств уже через 5-10 лет большинство образовательных процессов будут полностью или частично основаны на VR/AR-технологиях, ведь “профессии будущего” требуют соответствующих современных подходов к их освоению.

Она также добавила:

“Уже есть исследования, доказывающие, что мозг не способен отделить игру от реальности, поэтому знания и навыки, усвоенные в виртуальном мире, становится опытом в реальном окружении. Но здесь кроется другая опасность новых технологий – отсутствие правил поведения в метавселенной, потенциальный криминальный аспект действий, легальность действий, угроза приватности и психические нагрузки. Эти аспекты могут стать нежелательным побочным эффектом пребывания в виртуальном мире до тех пор, пока киберпространство не смогут надежно урегулировать.”

По словам эксперта, система образования кардинально изменится: не понадобятся большие учебные площади и штат преподавателей, программы и график обучения станут очень гибкими и персонализированными, государственные нормативы и лицензионные требования приспособятся к новым технологиям. Возможно, самих учебных заведений не будет в форме физических объектов – их полностью заменит виртуальная образовательная платформа метавселенной и искусственный интеллект.

Денис Смирнов, управляющий ликвидностью EMCD, крупнейшего майнинг-пула в Восточной Европе, блокчейн-специалист, исследователь криптовалют, в свою очередь считает, что к недостаткам подобного подхода можно отнести лишь усиление эскапизма, хотя в условиях развивающихся технологий это может и не стать особенной проблемой, т.к. социальные навыки в виртуальном мире ничуть не менее важны, чем в мире реальном. А возможность общаться напрямую с пользователями со всего мира благотворно скажется на росте когнитивных способностей.

Данатар Атаджанов также считает, что серьезной проблемой может стать патологическая зависимость от виртуального мира, когда человек будет игнорировать происходящее в реальности, предпочтя метавселенную.   

Сложность внедрения новых технологий в процесс обучения

Помимо всех вышеописанных сложностей, не стоит забывать, что внедрение новых технологий в образовательный процесс - стоит недешево. Также это может занять много времени, так как ученикам и преподавателям нужно будет адаптироваться под новый формат обучения. 

Так, к примеру, Сергей Коркин, генеральный директор Номикс, компания-разработчик VR/AR-приложений в России, среди недостатков внедрения метавселенных в образовательный процесс отметил сложности разработки самого обучающего контента. Здесь необходима нормативная база практически для каждого кейса, чтобы процесс был действительно эффективным. Эксперт отметил, что на практике над сценарием VR-приложения вместе с разработчиками и дизайнерами должен работать методист, который может дать профессиональную оценку качества продукта.

Слава Никитин, креативный директор компании Brothers Production, также отметил, что на данный момент есть проблема в том, что пока еще под новые технологии нет системы образования: 

“Как бы мы ни были довольны или недовольны системой образования, через которую прошли, тем не менее она выверена много людей долгие годы разрабатывали учебники, программы обучения, то есть это выработанный подход. Поэтому если мы в игровой механике и делаем систему образования, то она должна быть продумана совместно с Министерством  образования.”

Игорь Захаров, CEO DBX Digital Ecosystem, говоря о минусах виртуального образования сделал акцент на том, что для того, чтобы обучаться удаленно, учащийся должен быть хорошо мотивирован и понимать важность занятий. Кроме того, сказывается недостаток личного общения на общем психологическом состоянии. Чтобы полноценно получить образование, в метавселенной требуется хорошо разбираться в цифровых технологиях. Несомненно, что за виртуальным обучением будущее, хотя многие педагоги уверены, что оптимальным будет комбинированный вариант, когда присутствует личное общение одновременно с работой в метавселенной.

Дмитрий Чернов считает, что самый главный недостаток виртуального образования - это узкая сфера его применения и ее нельзя расширять, точнее не безопасно:

“Например глупо будет будущего врача-хирурга (стоматолога), строителя, слесаря обучать виртуально. Может я и консерватор в этом направлении, но я хочу прожить свой век без прошедших виртуальное обучение людей подобных профессий.”

Данатар Атаджанов в свою очередь отметил, что несмотря на то, что образование в метавселенных кажется, в принципе, безупречной идеей, у нее есть определенные недостатки. Много будет зависеть от реализации конкретных проектов. Например, могут быть платные возможности, доступные не всем. Или могут быть ограничения, связанные с технологическими особенностями VR-оборудования, которое не каждый может себе позволить.

Равиль Асмятуллин  считает, что важной проблемой интеграции виртуальной реальности в обучение является его использование учащимися, преподавателями и разработчиками образовательных программ разных возрастных категорий. Разработка виртуальной учебной среды и внедрение данных технологий требует учета таких особенностей как многоуровневое представление материала, множество методов взаимодействия, что существенно отличается от принципов разработки традиционных учебных планов. 

Также стоит отметить необходимость технической поддержки систем виртуальной реальности, которые представляют собой комплекс множества технологий. Немаловажным является и вопрос конфиденциальности информации и личных данных обучающихся. Как она будет собираться, храниться, как будет защищена и использована.

Предыдущая статья Понравилась статья? 0 Следующая статья
Комментарии: 0
Оставить комментарий
Сервис подписки в данный момент находится на завершающей стадии разработки. Регулярная отправка новостных материалов на Ваш email начнется в ближайшее время. Повторная подписка не потребуется.
Добавить еще